top of page

Б.Л. Хавкин, Н.С. Моисеева КИНОЖУРНАЛ «DIE DEUTSCHE WOCHENSCHAU» («НЕМЕЦКОЕ НЕДЕЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»)...



Б.Л. Хавкин, Н.С. Моисеева КИНОЖУРНАЛ «DIE DEUTSCHE WOCHENSCHAU» («НЕМЕЦКОЕ НЕДЕЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ») КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ





В статье на основе исследования главного пропагандистского киножурнала Третьего рейха - «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое недельное обозрение») за 1940-1945 гг. рассматривается проблема использования документального кино в военной пропаганде, изучаются основные свойства нацистской кинопропаганды времен Второй мировой войны. Приводятся результаты контент-анализа содержания «Die Deutsche Wochenschau»; сделаны выводы о причинах провала нацистской военной кинопропаганды и важности рассматриваемого источника как свидетельства преступлений нацистского режима.

Ключевые слова: Вторая мировая война, документальное кино, кинопропаганда, Третий рейх, киножурнал «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое недельное обозрение»).

Сведения об авторах:

Хавкин Борис Львович - доктор исторических наук, профессор факультета Международных отношений политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

Моисеева Нина Сергеевна - магистрант факультета Международных отношений политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

Контактная информация: novistor@mail.ru, bri_27@mail.ru


Khavkin B.L., Moiseeva N.S. NEWSREEL "DIE DEUTSCHE WOCHENSCHAU" ("GERMAN WEEKLY REVIEW") AS A HISTORICAL SOURCE FOR THE STUDY OF MILITARY PROPAGANDA IN THE THIRD REICH


Abstract. In the article, based on a study of the main propaganda film magazine of the Third Reich - "Die Deutsche Wochenschau" ("German Weekly Review") for 1940-1945. the problem of using documentary films in military propaganda is considered, the main properties of Nazi film propaganda during the Second World War are studied. The article presents the results of content analysis of the content of "Die Deutsche Wochenschau"; conclusions are drawn about the reasons for the failure of the Nazi military film propaganda and the importance of the source in question as evidence of the crimes of the Nazi regime.

Keywords World War II, documentaries, film propaganda, Third Reich, newsreel "Die Deutsche Wochenschau" ("German Weekly Review").

About the authors:

Khavkin Boris Lvovich - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Faculty of International Relations, Political Science and Foreign Regional Studies, Historical and Archival Institute of the Russian State University for the Humanities.

Moiseeva Nina Sergeevna - Master student of the Faculty of International Relations of Political Science and Foreign Regional Studies of the Historical and Archival Institute of the Russian State University for the Humanities.

Contact information: novistor@mail.ru, bri_27@mail.ru



Актуальность темы исследования обусловлена широким применением в современном общественно-политическом дискурсе, в частности в пропаганде, аудиовизуальных источников. Вовлечение кинодокументов в научный оборот и их предоставление пользователям в цифровом формате при удаленном доступе открывает ученым новые перспективы.

В наши дни приобретает особую роль изучение проблемы использования кинодокументов в военной пропаганде. Причем военная пропаганда включает психологическое воздействие как со стороны своих, так и со стороны противника. Важно уметь разоблачать и обезвреживать пропаганду противника, знать ее методы и язык. В этом плане поучителен исторический опыт Второй мировой войны.

В Третьем рейхе пропаганда, наряду с террором и военной силой, была инструментом установления, сохранения и упрочения нацистской диктатуры. Искусство пропаганды, по словам Гитлера, «именно в том и состоит, что она, постигая чувственный мир представлений большой массы населения, в психологически правильной форме находит путь к вниманию, а затем и к сердцу широких масс»[1].

Советский и российский историк А. А. Галкин так определял главную задачу нацистской пропаганды: «Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события»[2].

Государственное значение пропаганды нашло выражение в создании в Третьем рейхе первого в мире министерства пропаганды; причем пропаганда была объединена с народным просвещением. Рейхсминистр просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс сформулировал основные правила тотальной пропаганды: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней»; «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой»; «худший враг любой пропаганды — интеллектуализм»; «чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в нее»[3].

Важнейшую роль в нацистской пропаганде играло кино[4]. В кинотеатрах Германии каждый художественный фильм сопровождался пропагандистским фильмом. Пропустить эту часть программы было невозможно. Чаще всего демонстрировался киножурнал «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое недельное обозрение»). В начале Второй мировой войны выпуски журнала длились 10-15 мин., в конце войны – полчаса). Кроме того, были и специальные часовые выпуски «Die Deutsche Wochenschau»[5]: их показывали на сеансах кинохроники. Еженедельно рассылалось по 2000 немецкоязычных фильмокопий журнала. Выпуски «Die Deutsche Wochenschau», предварительно переведённые на местные языки, применялись в качестве пропагандистского материала на оккупированных территориях[6].

Объектом исследования в нашей статье является нацистская кинопропаганда, а предметом исследования – главный орган нацистской военной кинопропаганды киножурнал «Die Deutsche Wochenschau».

Целью статьи является изучение киножурнала «Немецкое недельное обозрение» как исторического источника по изучению военной кинопропаганды в Третьем рейхе. Кадры из «Die Deutsche Wochenschau» часто вводятся в ткань современных российских документальных и игровых фильмов, придавая им ощущение большей достоверности. Как иллюстративный документальный материал журнал используется и в исторических публикациях, экспозициях музеев и выставок.

Теоретическую основу статьи составили работы российских источниковедов и архивистов В.С. Листова, В.М. Магидова, Г.Н. Ланского. В.С. Листов доказал, что документальное кино отражает объективные события и служит памятником общественной мысли, т.е. выполняет те же функции, что и письменные источники, что обусловливает возможность критики кинодокумента как исторического источника[7]. В.М. Магидов определил источниковедческие признаки кинодокументов. Одним из наиболее продуктивных методов изучения кинодокументов историк считал транспозицию (перенос) зрительного ряда в письменный[8]. Г.Н. Ланской предложил изучать кинодокументы на междисциплинарной основе (на стыке искусствоведения, психологии, учения об информации, источниковедения) и разработал классификацию кинодокументов, разделив их на хроникальные (буквально фиксирующие события) и документальные (предусматривающие воплощение сценарного замысла при отображении действительности)[9].

Источниковую основу статьи составили оригиналы «Die Deutsche Wochenschau», хранящаяся в Госфильмофонде России в подмосковных Белых Столбах и описанная в подготовленном Госфильмофондом аннотированном каталоге «Die Deutsche Wochenschau» коллекция трофейных материалов рейхсфильмархива Германии[10]. Коллекция материалов рейхсфильмархива Германии поступила в СССР после Великой Отечественной войны. Причем если трофейные кинодокументы, в том числе киножурналы, были переданы на хранение в Госфильмофонд, то фотодокументы – в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов. Полное оцифрованное собрание выпусков «Die Deutsche Wochenschau» хранится ныне в Федеральном киноархиве ФРГ в Берлине[11].

В середине июня 1940 г. немецкие киножурналы, которые выпускались различными фирмами, были объединены на базе журнала «UFA Tonwoche» («Звуковой еженедельник УФА»). Новый журнал под названием «Die Deutsche Wochenschau» перенял нумерацию своего предшественника и выходил в кинопрокат начиная с № 511. С ноября 1940 г. производством новостей занималась киностудия «УФA» («Universum Film AG»). С декабря 1944 г. (с № 746) киножурнал «Die Deutsche Wochenschau» выходил на экраны два раза в месяц[12].

Согласно каталогу Госфильмофонда России, последний выпуск киножурнала (№ 754) вышел на экран после 11 марта 1945 г.[13] Однако по данным киноархива Германии, последним был № 755[14]. Российский исследователь А.А. Полякова называет дату выхода № 755: 22 марта 1945 г. [15]

Американский историк Роберт Герцштейн отмечал, что «Немецкое недельное обозрение» приблизило войну к немецкому народу[16]. «Эта война была с предельной тщательностью, хотя и ненавязчиво, заснята на пленку и отредактирована хорошими операторами и монтажерами… “Die Deutsche Wochenschau” справилось, главным образом благодаря постоянному вмешательству самого Геббельса, с еще двумя жизненно важными задачами. Оно способствовало поднятию патриотических настроений и объясняло войну идеологическими терминами, выработанными нацистским режимом»[17].

Если руководство военной пропагандой внутри рейха было поручено Геббельсу и его подчиненным, то в зоне боевых действий и тылу вермахта этими вопросами занимались военные власти. В вермахте были сформированы роты пропаганды. Кинооператоры, которые в них служили, должны были снимать военные события для «Немецкого недельного обозрения». 1 апреля 1939 г. начал функционировать отдел военной пропаганды вермахта («Die Propagandatruppen der Deutschen Wehrmacht»). Эту структуру возглавил полковник (с 1 сентября 1943 г. – генерал-майор) Хассо фон Ведель. К 1 сентября 1939 г. в вермахте было 14 рот пропаганды. При подготовке нападения на СССР их численность возросла до 19 (12 находились в сухопутных войсках, 4 в военно-воздушных и 3 в военно-морских силах); 11 из них, общей численностью 2224 человека, были развернуты на советско-германском фронте. Позже общее число рот пропаганды было увеличено до 33. Кроме вермахта, подразделения пропаганды имели войска СС. С октября 1943 г. все пропагандистские структуры СС были преобразованы в специальный полк «штандарт СС Курт Эггерс». Командиром полка пропаганды был штандартенфюрер СС Гюнтер д'Алкен. В апреле 1945 г. он возглавил отдел военной пропаганды вермахта[18]. В дивизиях СС действовали свои военные корреспонденты и кинооператоры.

Большая часть выпусков «Die Deutsche Wochenschau» отводилась пропагандистскому освещению военных действий германских войск. Для каждой военной кампании создавалась команда кинооператоров; некоторые погибли на фронте во время съёмок. В титрах киножурнала упоминаются фронтовые кинооператоры: Вильгельм Бастаниер, Петер Халлер, Фридрих Липп, Хост Мейер, Вальдемар Закеус, Фр. Роттенвальнер, Вольф Шнайдер, Хайнц Шмидт, Конрад Фишер и другие.

Дикторский текст читал актер Гарри Гизе: он озвучивал почти все выпуски киножурнала (в 1943-1944 годах его временно заменял Вальтер Таппе).







Гари Гизе. С 1940 года по 1945 год был диктором пропагандистского киножурнала «Немецкое еженедельное обозрение» (Die Deutsche Wochenschau).















Главным редактором журнала был Генрих Рёлленберг, а после того как он попал в опалу у Геббельса — Фриц Деттман. Композитор Франц Р. Фридль был музыкальным редактором журнала. За съёмки Гитлера отвечал его личный оператор Вальтер Френц. В качестве музыкальной заставки киножурнала был использован фрагмент из «Песни Хорста Весселя». После нападения Германии на СССР вслед за фанфарами из Хорста Весселя стали исполнять «русские фанфары» - фрагмент из «Прелюдий» Ференца Листа[19].

Набор используемых мелодий был невелик. Это со временем стало дезориентировать зрителя, снижая пропагандистский эффект: например, один и тот же марш сопровождал и кадры вступления немецких войск в Киев 19 сентября 1941 г.[20], и кадры из последнего выпуска журналаот 22 марта 1945 г., запечатлевших поспешную морскую эвакуацию немцев из Кёнигсберга[21].

По мере решительных ударов по нацистской Германии, нанесенных Красной Армией и армиями союзников СССР по антигитлеровской коалиции, выпуски «Die Deutsche Wochenschau» становились все более пафосными, менее информативными и конкретными. Пленение Красной армией 31 января 1943 г. генерал-фельдмаршала Паулюса[22] и капитуляция в конце января – начале февраля 1943 г. 90-тысячной немецкой армии под Сталинградом не нашли своего отражения на страницах «Die Deutsche Wochenschau». На экране показывались общие, не привязанные к определенному участку фронта, сцены боевых действий, работа в тылу, награждения солдат. Однако отдельные тактические успехи вермахта, в частности, наступление в Арденнах в декабре 1944 г., сразу появлялись в «Die Deutsche Wochenschau»[23].

Главными темами «Die Deutsche Wochenschau» были сюжеты, связанные с войной. Контент-анализ, проведенный на основе представленных в аннотированном каталоге Госфильмофонда России 243-х выпусков изучаемого источника за 1940-1945 гг. позволяет установить, что чаще всего в журнале упоминались германские люфтваффе (195 раз), артиллерия (154 раза), танки (151 раз), кригсмарине (123 раза), пехота (70 раз).

Бомбежки, взрывы, разрушения и пожары вражеских городов в общей сложности показывали 233 раза. Больше всего сюжетов (147) демонстрировали захваченных вермахтом военнопленных, в основном советских. 92 сюжета рассказывали о награждении немецких солдат и офицеров. Спорту был посвящен 61 сюжет, фронтовому быту – 46. Из персоналий на первом месте, разумеется, Гитлер (появляется в кадре 101 раз), затем идут Геббельс (68 раз) и Геринг (51 раз). Из стран чаще всего упоминается Германия (во всех 243 выпусках), затем идет Россия (163 упоминания) и Франция (76 упоминаний). Реже всего «DieDeutsche Wochenschau» рассказывала о культуре: театр – 6 раз, балет и танцы – 5 раз; выставки и книги – 2 раза, печать – 2 раза, фестивали – 1 раз[24].




Март 1945 года. Адольф Гитлер награждает юных бойцов «Гитлерюгенда» железным крестом. Последняя прижизненная съемка фюрера.






Таким образом, источник позволяет определить приоритеты нацистской кинопропаганды. Что касается ее приемов, то в «Die Deutsche Wochenschau» использовались все характерные нацистские пропагандистские клише. Почти в каждом выпуске, посвящённом восточной кампании, Гарри Гизе говорил что-то вроде «вот так живут рабочие и крестьяне в большевистском раю» и сопровождал эти слова сценами бедно одетых жителей, видами землянок и бараков, кадрами разрушений. При этом зачастую вся ответственность за разрушения (которые могли быть вызваны боями) в советских городах возлагалась на самих «большевиков», придерживавшихся тактики «выжженной земли». При изображении советских военнопленных обычно выбирались лица азиатской или еврейской внешности[25].

Пропаганда строились по простейшей схеме: противопоставление по контрасту. С одной стороны – бравые идущие вперед пехотинцы вермахта, сметающие все преграды немецкие танки, самолеты люфтваффе, наносящие точные бомбовые удары по советским городам, с другой - колонны сдающихся в плен оборванных советских солдат.

Целостного образа Советской России в Третьем рейхе не существовало – это заметно и на киноэкране. Можно говорить о «калейдоскопе», в котором затасканные нацистской пропагандой темы чередовались в разных сочетаниях. Однако поражения вермахта в России надо было как-то объяснять. Как отмечает историк Герд Кёнен (ФРГ), «национал-социалистическая военная пропаганда против сталинской Советской России представляла собой единственное в своем роде балансирование на лезвии ножа, ибо девиз “сила через страх”… все-таки подразумевал признание силы противника, пусть и в форме пугающего образа “азиатских орд”»[26].

Главная причина конечного провала нацистской пропаганды, в частности, кинематографической, была в полной противоположности изображения и дикторского текста реальному ходу событий Второй мировой войны. Чем ближе было поражение нацистской Германии в войне, тем более жестокой и бессмысленной становилась нацистская пропаганда.

Гитлер, который первоначально сомневался в ценности выпусков «DieDeutsche Wochenschau», особенно на раннем этапе войны, в 1941 г. заявил: «Я в восторге от нашей современной кинохроники. Мы становимся свидетелями героической эпохи, не имеющей аналогов в истории. Ради будущего нам необходимо сохранить военную кинохронику. Она станет бесценнейшим документом»[27]. История перевернула смысл этого высказывания: гитлеровская военная кинохроника, сохраненная в архивах, действительно стала ценным свидетельством истории, но не пропагандирующим нацизм, а разоблачающим его преступления.


[1] Hitler А. Mein Kampf. München 1939. S. 198. – Цит. по: Национал-социалистическая пропаганда//https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1320324#cite_note-1 (дата обращения: 04.04.2022) [Nacional-socialisticheskaya propaganda /https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1320324#cite_note-1 (accessed: 04.04.2022)] [2] Галкин А. А. Германский фашизм. М., «Наука», 1989. С. 340 [Galkin A. A. Germanskij fashizm. M., «Nauka», 1989. S. 340]. [3] Цитаты Йозефа Геббельса. - citatnica.ru/citaty/tsitaty-jozefa-gebbelsa-150-tsitata? (дата обращения: 04.04.2022) [Citaty Jozefa Gebbel'sa. - citatnica.ru/citaty/tsitaty-jozefa-gebbelsa-150-tsitata? (accessed: 04.04.2022)]. [4] Becker W. Film und Herrschaft: Organisationsprinzipien und Organisationsstrukturen der nationalsozialistischen Filmpropaganda. Berlin: 1973. S. 191-194. [5] Witte K. Film im Nationalsotialismus // Geschichte des deutschen Films. J. B. Metzler. Stuttgart - Weimar 1993, S. 122. [6] Немецкая хроника 1936-1940 - еженедельное кинообозрение / Die Deutsche Wochenschau (Германия, все выпуски, с переводом) // https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_germanija_khronika/nemeckoe_ezhenedelnoe_kinoobozrenie_s_perevodom_germanija_sbornik_iz_17_chastej_po_1_5_chasa_1936_1945_god/23-1-0-323 (дата обращения: 04.04.2022) [nemeckaya-hronika-1936-1940-ezhenedelnoe-kinoobozrenie-die-deutsche-wochenschau-germaniya-vse-vypuski-s-perevodom] (accessed 04.04.2022). [7] Листов В.С. Приёмы источниковедческого анализа киноскриптов документального кино периода Октябрьской революции и Гражданской войны // Труды МГИАИ. Т.24. М., 1966 – С. 235-249. Listov V.S. Priemy istochnikovedcheskogo analiza kinoskriptov dokumental'nogo kino perioda Oktyabr'skoi revolyutsii i Grazhdanskoi voiny [Techniques of source analysis of film scripts of documentary films of the period of the October Revolution and the Civil War. In Russ.]. IN Trudy MGIAI [Works MGIAI. In Russ.]. Moscow, 1966, pp. 235-249. [8] Магидов В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник// Отечественная история. 1992. № 5. С.104—116. Magidov V.M. Kinofotofonodokumenty kak istoricheskii istochnik [Film, photo, audio documents as a historical source. InRuss.]. IN: Otechestvennaya istoriya, 1992, No. 5, pp. 104-116. [9] Ланской Г.Н. Особенности и методы изучения изобразительных источников в исторических исследованиях // Проблемы методологии и источниковедения. Материалы III научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М.: Изд-во МГУ, СПб.: Алетейя, 2006. С. 291–299. Lanskoi G.N. Osobennosti i metody izucheniya izobrazitel'nykh istochnikov v istoricheskikh issledovaniyakh [Features and methods of studying visual sources in historical research. In Russ.] IN: Problemy metodologii i istochnikovedeniya. Materialy III nauchnykh chtenii pamyati akademika I.D. Koval'chenko, Moscow, MGU, Alateya publ., 2006, pp. 291-299. [10] «Die Deutsche Wochenschau». – «Ди Дойче Вохеншау». (Немецкое еженедельное обозрение. Германия, 1940-1945 гг.). Аннотированный каталог. Сост.: Пустынская С.Д., Кривуля В.И., Савина Н.Ф. Общ. рук-во: Бородачев Н.М. Научн. рук-во: Дмитриев В.Ю. М.: Госфильмофонд РФ, РИД «Интерреклама». 2008. С. 3. «Die Deutsche Wochenschau». – «Di Doiche Vokhenshau». (Nemetskoe ezhenedel'noe obozrenie. Germaniya, 1940-1945 gg.). Annotirovannyi katalog. ["De Deutsche Wohenschau". - Die Deutsche Wohenschau. (German weekly review. Germany, 1940-1945). Annotated directory. In Russ.]. Moscow, Gosfil'mofond RF, RID «Interreklama publ., 2008, p. 3. [11] Bundesarchiv/Abt. FA (Filmarchiv). Berlin-Lichterfelde. №511-755. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.filmarchives-online.eu/hitlist?b_size:int=1622&search_holding=all&b_start:int=0&Fulltext=Die%20Deutsche%20Wochenschau&select1=all (дата обращения: 04.04.2022) [http://www.filmarchives-online.eu/hitlist?b_size:int=1622&search_holding=all&b_start:int=0&Fulltext=Die%20Deutsche%20Wochenschau&select1=all] (accessed 04.04.2022). [12] Немецкое еженедельное обозрение. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 04.04.2022). [https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 04.04.2022)]. Nemetskoe ezhenedel'noe obozrenie [German weekly review. In Russ.]. [On-line]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 04.04.2022). [13] «Die Deutsche Wochenschau». – «Ди Дойче Вохеншау». (Немецкое еженедельное обозрение. Германия, 1940-1945 гг.). Аннотированный каталог. С. 460. Ibid. [14] Bundesarchiv/Abt. FA (Filmarchiv). - http://www.filmarchives-online.eu/viewDetailForm?FilmworkID=dce37f43aea05221dec941274b204f49&searchterm=Die+Deutsche+Wochenschau (дата обращения: 04.04.2022). Ibid. [15] Полякова А.А. Пропаганда войны в кинематографе Третьего рейха. Изд-во "Маска", М., 2013., 204 c. Цит. по: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 (дата обращения: 04.04.2022) [https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 ( accessed 04.04.2022)] POLYAKOVA A.A. Propaganda voiny v kinematografe Tret'ego reikha [War propaganda in the cinema of the Third Reich. In Russ.]., Moscow, Maska publ., 2003, p. 204. [On-line]. Available at: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 (accessed 04.04.2022). [16] Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (дата обращения: 04.04.2022). [https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (accessed 04.04.2022)]. GERTSSHTEIN R. E. Voina, kotoruyu vyigral Gitler [The war that Hitler won. In Russ.]. [On-line]. Available at: https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (accessed 04.04.2022). [17] Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (дата обращения: 04.04.2022). [https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (accessed 04.04.2022)]. GERTSSHTEIN R. E. Voina, kotoruyu vyigral Gitler [The war that Hitler won. In Russ.]. [On-line]. Available at: https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (accessed 04.04.2022). [18] Белков А.Н. Пропаганда поможет нам завоевать вес мир. Структура органов пропаганды нацистской германии и вермахта//Военно-исторический журнал. М.: 2019. № 1. С. 43-48. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-pomozhet-nam-zavoevat-ves-mir-struktura-organov-propagandy-natsistskoy-germanii-i-vermahta/pdf (дата обращения: 04.04.2022) [https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-pomozhet-nam-zavoevat-ves-mir-struktura-organov-propagandy-natsistskoy-germanii-i-vermahta/pdf (accessed 04.04.2022)]. Belkov A.N. Propaganda pomozhet nam zavoevat' ves mir [Propaganda will help us conquer the whole world]. Moscow, Voenno-istoricheskii zhurnal publ., Moscow, 2019, no. 1, pp. 43-48. [On-line]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-pomozhet-nam-zavoevat-ves-mir-struktura-organov-propagandy-natsistskoy-germanii-i-vermahta/pdf (accessed 04.04.2022). [19] Полякова А.А. Пропаганда войны в кинематографе Третьего рейха. Изд-во "Маска", М., 2013., 204 c. Цит. по: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 (дата обращения: 04.04.2022) [https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 ( accessed 04.04.2022)] POLYAKOVA A.A. Propaganda voiny v kinematografe Tret'ego reikha [War propaganda in the cinema of the Third Reich. In Russ.]., Moscow, Maska publ., 2003, p. 204. [On-line]. Available at: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polyakova-arina-aleksandrovna/propaganda-vojni-v-kinematografe-tretjego-rejha/6 (accessed 04.04.2022). [20] «Die Deutsche Wochenschau», № 577. Ibid. [21] «Die Deutsche Wochenschau», № 754. Ibid. [22] Бланк А. С., Хавкин Б. Л. Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса. М.: Патриот, 1990. С. 90-106. Blank A. S., Khavkin B. L. Vtoraya zhizn' fel'dmarshala Paulyusa. [The Second Life of Field Marshal Paulus]. Moscow, Patriot publ., 1990, pp. 90-106. [23] «Die Deutsche Wochenschau», № 748. Ibid. [24] «Die Deutsche Wochenschau». – «Ди Дойче Вохеншау». (Немецкое еженедельное обозрение. Германия, 1940-1945 гг.). Аннотированный каталог. С. 461-479. Ibid. [25] «DieDeutsche Wochenschau», № 580, 602, 603, 604, 606, 699. Ibid. [26] Кёнен Г. Между страхом и восхищением. «Российский комплекс» в сознании немцев 1900-1945. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. - С. 403. KENEN G. Mezhdu strakhom i voskhishcheniem. «Rossiiskii kompleks» v soznanii nemtsev 1900-1945. [Between fear and admiration. "Russian complex" in the minds of the Germans 1900-1945]. Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya. publ., 2010, p. 403. [27] Цит. по: Герцштейн Р. Э. Указ. соч. С. 278. - Электронный ресурс. https://www.eusi.ru/lib/herzstein_vojna/v.php (дата обращения: 04.04.2022). Ibid.

516 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page