top of page

20.11.2023. Konstantin Dushenko


КОНСТАНТИН ДУШЕНКО

‘ТУРБОПАТРИОТЫ’ И ПОП-КУЛЬТУРА (СЕРБИЯ, ПОЛЬША, РОССИЯ)






Аннотация: Понятие ‘турбопатриоты’ — исторически последнее в ряду обозначений воинственного национализма и великодержавности. Слово ‘турбопатриоты’ заимствовано из сербского языка. Здесь оно появилось ок. 1995 г. по аналогии со словом ‘турбо-фолк’ (жанр поп-музыки, который нередко ассоциировался с идеологией сербской великодержавности и милитаризма). Патриархальный образ мужчины и женщины в текстах сочетался с откровенно сексуальным сценическим образом исполнительниц; отсюда определение турбофолка как «порнонационализма». В Сербии, а затем и в Польше о ‘турбопатриотах’ писали критики национализма. В России дело обстояло иначе. Здесь это понятие ввели в оборот блогеры и политологи, позднее названные ‘лоялистами’. ‘Турбопатриотами’ они именовали тех, кто требовал от власти более жесткой и агрессивной внешней политики, прежде всего по отношению к Украине. В идеологической области те и другие были сторонниками жесткого антизападного, антилиберального, державнического курса. В 2022 г. прежние аргументы критиков ‘турбопатриотизма’ утратили силу и значение термина начало размываться. Теперь ‘турбопатриотами’ чаще всего называли тех, кто критикует методы ведения военных действий на Украине. С лета 2022 г. их стали называть также «рассерженными патриотами».

Ключевые слова: национализм, турбо-фолк, турбославянство, Желько Ражнатович, Роман Носиков.


Konstantin Dushenko. ‘Turbopatriots’ and pop culture (Serbia, Poland, Russia)

Abstract: The concept of ‘turbo-patriots’ is historically the last in a series of designations for the ideology of militant nationalism and great-power. The word ‘turbopatriots’ is borrowed from the Serbian language. It appeared here approx. 1995 by analogy with the word ‘turbo folk’ (a genre of pop music that was often associated with the ideology of Serbian great power and militarism). The patriarchal image of man and woman in the lyrics was combined with the overtly sexual stage image of the performers; hence the definition of turbofolk as “porn nationalism.” In Serbia, and then in Poland, critics of nationalism were those who wrote about ‘turbo-patriots’. In Russia the situation was different. Here this concept was introduced into circulation by bloggers and political scientists, later called ‘loyalists’. ‘Turbopatriots‘ they called those who demanded a tougher and more aggressive foreign policy from the authorities, primarily in relation to Ukraine. In the ideological field, both were supporters of a strict anti-Western, anti-liberal, great-power course. In 2022, the previous arguments of critics of ‘turbopatriotism’ lost their force and the meaning of the term began to blur. Now “turbo-patriots” most often called those who criticize methods of warfare in Ukraine. Since the summer of 2022, they have also been called “angry patriots.”

Keywords: nationalism, turbo folk, turboslavism, Željko Ražnatović, Roman Nosikov.


Понятие ‘турбопатриоты’ — исторически последнее в ряду обозначений воинственного национализма и великодержавности. Среди его предшественников можно назвать немецкое понятие Mordspatriotismus (букв. ‘убийственный/кровожадный патриотизм’), появившееся в 70-е гг. XIX в., а также французское patriotisme farouche — «свирепый/дикий патриотизм», известное с XVIII в. У Герцена оно встречается как характеристика настроений русского общества во время Польского восстания 1863—1864 гг.

В последние десятилетия XIX в. в русском политическом языке встречалось слово ‘ультрапатриоты’. Новую жизнь оно обрело с конца 1980-х гг., чаще всего применительно к критикам политики Ельцина из круга газеты «Завтра», а также к ЛДПР Жириновского. В 2014 г. идеологи подобного рода стали главной мишенью критиков ‘турбопатриотизма’.

***

Слово ‘турбопатриоты’ заимствовано из сербского языка. Здесь оно появилось по аналогии с турбо-фолком. Этот музыкальный жанр зародился в Югославии в 1980-е гг. в результате скрещивания сербских фольклорных напевов с музыкой диско. В турбо-фолк проникли также элементы популярной музыки других балканских народов, от турецкой до цыганской. Поначалу в песнях преобладали лирические мотивы, но во время «пост-югославской» войны на первый план вышли мотивы военно-патриотические: «по радио звучала либо война, либо турбо-фолк» [Prodger 2005].


Немецкая исследовательница Соня Фогель так характеризует «военную» версию турбофолка: «Аккордеон вместо электрогитары, патриархальность вместо эмансипации, национализм вместо югославизма» [Vogel 2017]. Впрочем, патриархальность эта была весьма специфической. В текстах рисовался образ сильного, брутального мужчины и беззаветно преданной ему женщины, но сценический образ исполнительниц был вызывающе сексуальным; отсюда определение турбофолка как «порнонационализма». Это сочетание передано в позднейшем изображении «королевы турбо-фолка» Светланы Величкович (артистический псевд. Цеца) в виде персонажа православной иконы, но с обнаженной грудью и микрофоном в руке.


Тогда же, в начале 1990-х гг., новый жанр получил имя. Его крестным отцом стал черногорский музыкант Рембо Амадеус (Rambo Amadeus, наст. имя Антоние Пушич), автор по-преимуществу сатирических песен. Наименование жанра появилось как ироническое; его содержание раскрыто в позднейшей песне Амадеуса «Турбо-фолк» (2005). Национализм и агрессивные инстинкты выступают здесь в одном ряду с атрибутами общества потребления и поп-культуры:


Фолк – это народ.

Турбо — система впрыска топлива под давлением

В цилиндр двигателя внутреннего сгорания.

Турбо-фолк — это сжигание народа.

Любое ускорение этого сгорания — турбо-фолк,

Высвобождение первобытных инстинктов Homo sapiens.

……………………………………

Адольф Гитлер — это турбо-фолк.

…………………………………….

Бандиты — это турбо-народ.

«Мальборо» — это турбо-фолк.

Силиконы — это турбо-фолк.

Кокаин — это турбо-фолк.

………………………….

Татуировки, пирсинг и боди-арт — это турбо-фолк.

……………………………………..

Макдоналдс — это турбо-фолк [RamboAmadeus].


Знаковым событием 1990-х гг. стала свадьба Светланы Величкович и полевого командира Желько Ражнатовича, он же бандит по кличке Аркан[1]. Свадьба была устроена с огромным размахом в белградском отеле «Интерконтиненталь» 19 февраля 1995 г. Жених красовался в мундире сербского солдата времен Первой мировой войны. Это действо транслировалось по телеканалу TV Pink, который контролировала супруга президента Милошевича и по которому беспрерывно крутили клипы с турбо-фолком. Воинственный национализм в гламурной упаковке нашел множество поклонников; видеозаписи «свадьбы века» еще и десять лет спустя продавались на улицах Белграда.


Возможно, как раз в связи с этой свадьбой появилось слово ‘турбосербы’, в частности, в либеральном еженедельнике «Vreme» (Белград). В интернете оно зафиксировано не позднее апреля 1995 г. По-видимому, тогда же и в тех же кругах появляется понятие ‘турбопатриоты’.


В своем посте от 9 апреля 1995 г. участник сербского интернет-форума осуждал «культивируемый здесь культ смерти, служащий мерилом величия победы». Впрочем, продолжает он, «безумная кампания турбопатриотов, к счастью, не дала ожидаемых результатов» [FORUM.13 1995]. Позднее другой участник того же интернет-форума писал: «Я рад, что ты не из числа турбопатриотов. <...> Я не хочу быть членом сербского “племени” (стаи, стада...). Покуда здесь <...> такое представление о нации, я лучше буду эскимосом» [FORUM.18 1997].


критикой ‘турбопатриотизма’ не раз выступал писатель Светислав Басара. Он обвинял премьер-министра Воислава Коштуницу в создании «касты преданных профессиональных патриотов». «…Наличие таких турбопатриотов, — предупреждал Басара, — неизбежно подразумевает наличие предателей и пораженцев», что лишь углубляет раскол нации (открытое письмо В. Коштунице от 12 декабря 2007 г.) [Basara 2009, p. 105].


В сатирической сценке, опубликованной в социал-демократической газете «Данас» в 2008 г., участвуют два Воислава (т.е. Воислав Коштуница и Воислав Шешель, обвинявшийся Гаагским трибуналом в военных преступениях):

«— Где ты, <...> старый друг? Давно не слышал.

— Я в Гааге, где собираются все честные турбопатриоты» [Bujišić 2008].


***

В Сербии понятие ‘турбопатриоты’ не включалось в словари и (в отличие от турбо-фолка) не становилось предметом научных исследований. В западной научной литературе оно встречается главным образом в переводах с югославянских языков. Редким исключением было англоязычное издание 1999 г., где говорилось о «турбо-патриотизме» мэра Лужкова (кавычки в оригинале). Это определение, заметим, относилось не к политическим взглядам Лужкова, а к его «культурной политике» [Media & Open… 1999, p. 225].


О ‘турбопатриотизме’ писали также польские авторы, но почти исключительно в связи с книгой варшавского культуролога Мартина Напюрковского «Турбопатриотизм» (2019) [Napiórkowski 2019]. Здесь говорилось о двух концепциях патриотизма: «Первая из них — открытая и устремленная в будущее; вторую символизируют сжатые кулаки участников Марша независимости» [цит. по: Michalska 2019]; ее-то автор и называет ‘турбопатриотизмом’.


Марш независимости организуется польскими националистами 11 ноября, в День независимости; нередко он сопровождается актами насилия. В 2015 г. марш проходил под лозунгом «Польша для поляков, поляки для Польши», в 2020 г. — под лозунгом «Наша цивилизация, наши начала». Национал-радикалы настроены антироссийски, антинемецки и призывают к выходу из ЕС. При этом некоторые из них успели повоевать на стороне Республики Сербской, а в 2014 г. — в ополчении ДНР и ЛНР.


В марте 2023 г. маргинальный политик Кшиштоф Толвиньский основал крайне правую партию «Фронт». Свою идеологию он определил как «турбопатриотизм» [Żabińska 2023]. Толвиньский, как и все национал-радикалы, враждебен Западу, но главной мишенью его критики служит Украина [см.: Tołwiński 2023], а один из его лозунгов: «Россия нам не враг». О влиятельности этой версии ‘турбопатриотизма’ можно судить по результатам парламентских выборов 2023 г.: в своем избирательном округе Толвиньский набрал 0,06% голосов.


Гораздо более широкое распространение получил в Польше термин ‘турбославяне’ (turbosłowianie), появившийся в 2015 г. Так были названы сторонники теории, согласно который в древности существовала могущественная славянская держава — Великая Лехия, а история дохристианской Польши целиком фальсифицирована [см. напр.: Jurszo 2016]. У этой теории немало точек соприкосновения с «панславистскими», позднейшими версиями «Новой хронологии» Фоменко-Носовского. В последние годы ‘турбославянство’, подобно «Новой хронологии», становится частью псевдоисторической поп-культуры. Своих оппонентов адепты «Великой Лехии» именуют ‘турбогерманцами’, поскольку те держатся мнения, что западнославянские племена не были автохтонным населением Центральной Европы.


***

15 января 2000 г. газета «Время МН» опубликовала статью «Смерть турбопатриота». Речь шла о похоронах Желько Ражнатовича, убитого в Белграде 15 января 2000 г.: «…Он, — говорилось в статье, — до последнего дня оставался, как говорят в бывшей Югославии, “турбопатриотом”» [Страхов 2000]. Это первое упоминание о ‘турбопатриотах’, зафиксированное в поисковой системе Integrum — наиболее представительной базе русскоязычных СМИ. В российской публицистике это понятие оказалось востребованным лишь в 2014 г., причем его содержание до и после 2022 г. существенно различается.

Напомним, что в 1990-е гг. слово ‘патриоты’ получило специфическое значение: ‘патриоты’ — это те, для кого главной ценностью является внешнеполитическое могущество страны. В июле 1991 г. к созданию «народно‑патриотического движения» во имя «спасения Отчизны» призывали подписанты «Слова к народу». Во время августовского путча «Слово...» стало рассматриваться как идеологический манифест ГКЧП. Несколько упрощая, можно сказать, что в ельцинскую эпоху ‘патриоты’ противопоставлялись ‘демократам’, а с 2000-х гг. — ‘либералам’.


К 2014 г. антизападная и антилиберальная идеология утвердилась в качестве мейнстримной. Отныне претензии ‘патриотических’ критиков власти касались уже не столько содержания правительственной политики, сколько ее методов, недостаточно, по их мнению, жестких, прежде всего во внешней политике, но также во внутренней (борьба с «пятой колонной»).


Именно тогда, в конце 2014 г., в политическом языке появился термин ‘турбопатриоты’. В России он не ассоциировался с турбо-фолком, но его ироническая окраска сохранялась и здесь. Ближайшей ассоциацией были технические термины с корнем ‘турбо’, такие как ‘турбокомпрессор’ — устройство, увеличивающее производительность двигателя. В таком случае ‘турбопатриот’ оказывается чем-то вроде «патриота усиленной мощности».


Первыми о ‘турбопатриотах’ стали писать провластные блогеры и политологи — Роман Носиков, Иван Данилов (сетевой ник Кримсон Альтер), Олег Макаренко (сетевой ник Фриц Морген), Дмитрий Евстафьев.

В декабре 2014 г. Носиков прокомментировал реакцию критиков правительства на заявление Путина о поддержке территориальной целостности Украины: «…Тихой, но разухабистой присядкой пошли отечественные народные коллективы турбопатриотов, отстукивая ритм ложками» [Носиков 2014а]. Тогда же он осудил «предложение, постоянно поступающее от секты турбопатриотов, — немедленно опустить железный занавес, самоизолироваться, развести репрессии и мобилизацию». «…Результатом, — предупреждал Носиков, — будет не только создание деградирующей диктатуры псевдосоветского типа, растление интеллигенции и руководящего слоя и распад, но и проигрыш в глобальной войне». Целью России, по мнению Носикова, должно быть, напротив, увеличение степени интегрированности в мировую экономику и усиление военного и научного сотрудничества с Европой, чтобы противостоять главному противнику — США [Носиков 2014б].


Два года спустя Носиков высмеивал «влажные мечты наших турбопатриотов», совпадающие с мечтами «самых упоротых украинских наци», а именно: «возможность лишать плохих людей гражданства, введение государственной идеологии и закрытие уже наконец богопротивных “Эха Москвы” и “Ельцин-центра”» [Идейные… 2017]. Во время пандемии ковида Носиков констатирует «подозрительное совпадение» интересов «западных русофобов и внутренних российских турбопатриотов в отношении антиковидных мер» [Носиков 2017].


Иван Данилов еще в 2013 г. посвятил пост в ЖЖ «профессиональным всепропальщикам», уверяющим, что «в Кремле дебилы и предатели». ‘Всепропальщики’ призывают расстреливать коррупционеров, бороться с «пятой колонной», отказаться от доллара и американских долговых облигаций [Данилов 2013].


С 2014 г. слово ‘всепропальщики’ обычно использовалось как синоним ‘турбопатриотов’.

В позднейших статьях Данилова ‘турбопатриоты’ именуются «клоунами с патриотической риторикой и татуировкой “Обама-чмо”». Они педалируют тезисы «Режим прогнил» и «Россия — всё”» [Данилов 2016а], хотели бы «двинуть танки на Киев» [Данилов 2016б], «увидеть военный конфликт с Евросоюзом» и ввести мессианскую государственную идеологию, внедряемую «Министерством Пропаганды» [Данилов 2016в].

Олег Макаренко осуждал негативное отношение ‘турбопатриотов’ к эмигрантам, поскольку «люди имеют полное право распорядиться своей жизнью, переехав туда, куда им хочется» [Макаренко 2016].

По мнению одного из авторов политического сайта «Континенталистъ», «танковый бросок на Киев» чреват началом Третьей мировой войны. «В вариантах помягче — против России ввели бы такие санкции, что в голос бы взвыли даже те турбопатриоты, которые орали, что пофиг на любые санкции. <...> Даже при самом благоприятном исходе Россия потеряла бы очень много» [Star Fire 2019]. Другой автор «Континенталиста», враг «турбопатриотов, либерастов и сочувствующих им», разъяснял, что нефтепровод «Сила Сибири» «западным поставкам не замена» [Зотов 2019].


Словечко, пущенное в ход провластными блогерами, довольно скоро было обращено против них же. В 2020 г. на сайте «Континенталистъ» появился выпад против «запутинских турбопатриотов», которые именуют своих оппонентов «всепропальщиками» [Андреев 2020]. «Роман Носиков, — пояснял один из блогеров “Живого журнала”, — относится к направлению, которое называют “турбо-патриот”... <...> …Любил ходить по комментам и учить правильно родину любить» [marss2 2021].

В широкой печати («Коммерсантъ», «Известия», «Огонек») понятие ‘турбопатриоты’ появилось в 2020—2021 гг., но лишь применительно к Украине [Евстафьев 2020; Лавров 2021].

***

В 2022 г. прежние аргументы критиков ‘турбопатриотизма’ утратили силу и первоначальное значение термина стало размываться. По оценке одного из политологов, нынешних ‘турбопатриотов’ характеризует условный характер поддержки власти. «Она “своя”, пока проводит жесткий антизападный, антиглобалистский, антилиберальный, державнический курс. <...> Условность поддержки отличает турбопатриотов от лоялистского электорального “ядра”, которое полностью и безусловно доверяет власти» [Макаркин 2023].


Чаще всего ‘турбопатриотами’ называют тех, кто критикует методы ведения военных действий на Украине, прежде всего из круга т.н. военкоров. В мае 2023 г. блогер Telegram-канала «Два майора» заявил: «…Мы будем только гордиться, если нас запишут в “турбопатриоты”». Предмет его критики — ‘ура-патриоты’, у которых «все по плану с опережением графика вообще» и которые полагают, что «наверху не дураки сидят, без нас разберутся» [Турбопатриоты… 2023].


В то же время понятия ‘турбопатриоты’ и ‘ура-патриоты’ нередко отождествляются, в т.ч. в Вики-словаре.

Неполитический ресурс CarElectronics предложил свою, заведомо провокативную трактовку нового понятия: «Термин “Турбопатриот” возник в начале 19 века в России, в период Наполеоновских войн, когда национальное самосознание и патриотизм стали особенно важными для русского общества». Тогдашние турбопатриоты «проявляли энергию и мощь развития не только в военных действиях, но и в сфере культуры, науки и промышленности. <...> Символами турбопатриотического движения стали такие образы, как медведь, балалайка и красный квадрат. Медведь символизирует силу и мощь, а балалайка — национальный русский инструмент, который напоминает о богатой музыкальной традиции. Красный квадрат символизирует советское наследие и победы в Великой Отечественной войне» [Турбопатриот 2023]. Этот пассаж любопытен как пример освоения нового термина путем его приобщения к мифологии и символике популярной культуры.


С лета 2022 г. критиков Министерства обороны стали называть также «рассерженными патриотами», а в апреле 2023 г. Игорь Стрелков (Гиркин) объявил о создании Клуба рассерженных патриотов (КРП). Стоит заметить, что само это выражение появилось в 2015 г. по аналогии с выражением «рассерженные горожане» (т.е. участники московских манифестаций 2011—2012 гг.). 21 февраля 2015 г. в Москве состоялся «патриотический марш “Антимайдан”», главной темой которого стало обличение «пятой колонны»; демонстранты несли лозунги «Сегодня Майдан, завтра война?», «Моему ребенку нужно светлое будущее, а не Майдан и война». Репортаж о марше появился под заглавием «Рассерженные патриоты» [Азар 2015].


На эмблеме КРП изображен меч как символ войны и лавровый венок как символ победы. Сайт донецких блогеров «Зов Донбасса» поместил «стёбный» вариант эмблемы. Здесь изображен медведь с дубиной, оскаливший зубы кот и мужик с топором, стилизованный под Е. Пригожина. Автор поста пояснял, что Стрелков использовал ник «Котыч» и аватарку с котом, а топор — «это, наверное, тонкий отсыл к кувалде» [Игорь Стрелков… 2023].

***

Политический популизм великодержавного толка изначально был тесно связан с популярной культурой. Об этом, среди прочего, свидетельствует происхождение терминов ‘шовинизм’ и ‘джингоизм’ (имперский ультранационализм в Британии). Первый термин отсылал к образу новобранца Шовена в песнях и водевилях; второй восходит к ура-патриотической песенке, исполнявшейся в лондонских мюзик-холлах. Слово ‘шовинизм’ ввели в обиход критики бонапартизма из числа сенсимонистов и монархистов-легитимистов, а затем широко использовали либералы. ‘Джингоизм’ критиковали либералы и деятели английского рабочего движения [см. об этом: Душенко 2022; Душенко 2023].


Слово ‘турбопатриоты’ стоит в том же ряду: оно родилось в среде критиков сербского национализма и великодержавности, а его этимология восходит к наименованию жанра поп-музыки. В России дело обстояло иначе: здесь это понятие ввели в оборот блогеры и политологи, разделявшие, в сущности, те же ценности, что их оппоненты, но в несколько более умеренном варианте. Связь термина с популярной культурой на русской почве была утрачена, так же, как это ранее произошло со словами ‘шовинизм’ и ‘джингоизм’.


Источники и материалы

Азар И. Рассерженные патриоты: «Антимайдан» прошел маршем по Москве // Meduza.io. 21.02.2015. — URL: https://meduza.io/feature/2015/02/21/rasserzhennye-patrioty (дата обращения: 20.10.2023)

Андреев А. Глава компании «Геоскан» — о дронах, блиндажной экономике и российских технологиях в голливудских блокбастерах. — // Континенталистъ. 24.02.2020. — URL: https://cont.ws/@inje-negr/1593465 (дата обращения: 20.10.2023)

Bujišić M. Srbija ne može bez Voje // DanasOnline. 25.04.2008. — URL: https://www.danas.rs/dijalog/licni-stavovi/srbija-ne-moze-bez-voje

2016а [Данилов И.] Заметки на полях о пресс-конференции Путина // Живой журнал crimsonalter, запись от 25.12.2016. — URL: https://crimsonalter.livejournal.com/107033.html (дата обращения: 10.10.2023)

[Данилов И.] Посвящается всепропальщикам // Живой журнал crimsonalter, запись от 4.04. 2013. — URL: https://crimsonalter.livejournal.com/5449.html (дата обращения: 10.10.2023)

2016б [Данилов И.] Путин прорубает окно в Китай // Военное обозрение. 23.03.2016. [Подпись: crimson alter] // URL: https://topwar.ru/92670-putin-prorubaet-okno-v-kitay.html?ysclid=lohk8lvyhm915614646 (дата обращения: 10.10.2023)

2016в [Данилов И.] Путин фиксирует многополярность мира // Военное обозрение. 29.10. 2015. —- URL: https://topwar.ru/85278-putin-fiksiruet-mnogopolyarnost-mira.html (дата обращения: 10.10.2023)

Евстафьев Д. Слабый нападает первым // Известия. М., 2016. 1 июля. С. 6.

[Зотов Г.] Лимитрофы и транзит (газовое) // Континенталистъ. 25.12.2019. [Подпись: inkass_98] — URL: https://cont.ws/@inkass98/1539832 (дата обращения: 9.10.2023)

Игорь Стрелков: Обзор высказываний за неделю с 17 по 23 апреля 2023 года // Боевой листок ZOV. 26.042023. — URL: https://boevojlistok.ru/39850-igor-strelkov-obzor-vyskazyvanij-za-nedelju-s-17-po-23-aprelja-2023-goda.html (дата обращения: 9.10.2023)

Лавров А. Нашла коса на Киев // Известия. — М., 2021. 8 дек. С. 6.

[Макаренко О.] Очередной шаг к Оруэллу и другие «хвосты» // Живой журнал Фриц Морген, запись от 10.05.2016. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/lenavolgina/post390516288 (дата обращения: 9.10.2023)

Макаркин А. Турбопатриоты становятся ограничителем для власти // Росбалт. 20.09.2023. — URL: https://www.rosbalt.ru/posts/2023/09/20/1995206.html (дата обращения: 9.10.2023)

Носиков Р. Идейные черепомерки: Роман Носиков о победе морали как варианте Конца Света // Континенталистъ. 10.01.2017. — URL: https://cont.ws/@contemplator/485395 (дата обращения: 9.10.2023)

Носиков Р. Не будьте русской смертью: Роман Носиков о том, что открыла пандемия // Континенталистъ. 13.07.2021 — URL: https://cont.ws/@fruct/2037631 (дата обращения: 9.10.2023)

Носиков Р. Нужно помочь соседям // Взгляд. 18.12.2014. — URL: https://vz.ru/opinions/2014/12/18/720976.html (дата обращения: 9.10.2023)

[Носиков Р.] Они воюют не с нами. Они воюют со всем миром // Живой журнал roman_n, запись от 24.12.2014. (Колонка, опубликованная в еженедельнике «Однако».) — URL: https://roman-n.livejournal.com/7247099.html (дата обращения: 9.10.2023)

Страхов А. Смерть турбопатриота // Время МН. М., 2000. № 1, 18 янв. — С. 6.

Турбопатриот: отправься в патриотическое приключение // CarElectronics: главный ресурс по авто и автоэлектронике [2023?]. — URL: https://carelectronics24.ru/turbopatriot-otpravsya-v-patrioticheskoe-priklyuchenie (дата обращения: 15.10.2023)

Турбопатриоты как новый элемент внутриполитической обстановки // ZOV. 16.05.2023. —- URL: https://dnr-news.ru/society/2023/05/16/339030.html (Перепост из Telegram-канала «Два майора») (дата обращения: 15.10.2023)

Basara S. Fundamentalizam debiliteta. — Beograd: Službeni Glasnik, 2009. — 194 s.

FORUM.13. 04.09.1995. — URL: https://www.oldsezam.net/Conference/FORUM.13/ex.yu (дата обращения: 10.10.2023)

FORUM.18. 11.08.1997. — URL: https://www.oldsezam.net/Conference/FORUM.18/vesti (дата обращения: 10.10.2023)

Jurszo R. Imperium Lechitów — pseudohistoryczny mit // WP [Wiadomości Polskie]. Opinie. 3.06.2016. — URL: https://opinie.wp.pl/imperium-lechitow-pseudohistoryczny-mit-6126042020735105a (дата обращения: 10.10.2023)

marss2. Про идеализм // Живой журнал marss2, запись от 12.05.2021. — URL: https://marss2.livejournal.com/4629066.html (дата обращения: 9.10.2023)

Media & Open Societies: Cultural, Economic and Policy Foundations for Media Openness in East and West. — Amsterdam: Netherlands Press Institute, 1999. — 267 p.

Michalska A. Nacjonalizm pod lupą // Lubimy czytac. [2019]. — URL: https://lubimyczytac.pl/ksiazka/4890328/turbopatriotyzm (дата обращения: 5.10.2023)

Prodger M. Serbs rally to ‘turbo-folk’ music // BBC News. 11.01.2005. — URL: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/europe/4165831.stm (дата обращения: 5.10.2023)

Rambo Amadeus. Turbo folk // Tekstovi.net: galerija muzičkih tekstova. [S.a.] — URL: https://tekstovi.net/2,995,17646.html (дата обращения: 5.10.2023)

Tołwiński K. Wyborcze przesłanie formacji politycznej Front, [15.10.2023] // Krzysztof Tołwiński. Formacja Front. — URL: https://krzysztoftolwinski.pl/wyborcze-przeslanie-formacji-politycznej-front (дата обращения: 5.11.2023)

Star Fire. Голос Мордора: Минский цугцванг для Украины // Континенталистъ. 9.10.2019. — URL: https://cont.ws/@Starfire/1468634 (дата обращения: 10.10.2023)

Żabińska O. Polskie partie skrajnie prawicowe podsycają nastroje antyukraińskie // aktualnosci.news. 14.07.2023. — URL: https://aktualnosci.news/polskie-partie-skrajnie-prawicowe-podsycaja-nastroje-antyukrainskie-478546 (дата обращения: 5.10.2023)


Научная литература

Душенко 2023Душенко К.В. Понятие ‘джингоизм’ в англоязычной печати XIX в. // Историческая экспертиза. М., 2023. № 1. С. 282—301.

Душенко 2022 Душенко К.В. Шовинизм: происхождение и эволюция понятия в XIX в. // Историческая экспертиза. М., 2022. № 3. С. 317—334.

Napiórkowski 2019 — Napiórkowski M. Turbopatriotyzm // Wołowiec: Czarne, 2019. 320 s.

Vogel 2017 — Vogel S. Musik im ehemaligen Jugoslawien: Vom Krieg zum Beat // Taz, 07.09. 2017. — URL: https://taz.de/Musik-im-ehemaligen-Jugoslawien/!5441616 (дата обращения: 9.10.2023)


References

Dushenko K.V. Poniatie ‘dzhingoizm’ v angloiazychnoi pechati XIX v. // Istoricheskaia ekspertiza. Moscow, 2023. no. 1, p. 282—301.

Dushenko, K.V. Shovinizm: proiskhozhdenie i evoliutsiia poniatiia v XIX v. Istoricheskaia ekspertiza. Moscow, 2022, no. 3, p. 317—334.

Napiórkowski M. Turbopatriotyzm // Wołowiec: Czarne, 2019. 320 p.

Vogel S. Musik im ehemaligen Jugoslawien: Vom Krieg zum Beat // Taz, 07.09. 2017 URL: https://taz.de/Musik-im-ehemaligen-Jugoslawien/!5441616 (дата обращения: 9.10.2023)


[1] С 1970-х гг. Ражнатович разыскивался Интерполом по обвинению в убийствах и грабежах в нескольких странах Европы.


"Историческая экспертиза" издается благодаря помощи наших читателей.


88 просмотров

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page