Щербина С.П. Рожденный революцией и похороненный Перестройкой




Щербина С.П. Рожденный революцией и похороненный Перестройкой







В статье рассматривается история распада СССР, запечатленная в визуальных образах (мемах), которые наглядно показывают этапы ухода страны с исторической арены.

Ключевые слова: мемы, распад СССР, Перестройка, геополитическая катастрофа, Горбачев, назад в СССР

Сведения об авторе: Щербина Сергей Петрович, арт-директор Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) (Москва); e-mail: sp@scherbina.net


Scherbina S.P. Born of Revolution and Buried by Perestroika

Abstract. The article examines the history of the collapse of the USSR, captured in visual images (memes), which clearly show the stages of the country's departure from the historical arena.

Key words: memes, collapse of the USSR, Perestroika, geopolitical catastrophe, Gorbachev, Back in the USSR.

About the author: Scherbina Sergey P. Art director of the Association of Researchers of the Russian Society (AIRO-XXI) (Moscow); e-mail: sp@scherbina.net


В декабре 2021 года минуло 30 лет как мы прошли через очередную точку бифуркации[1]. 26 декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял «Декларацию в связи с созданием Содружества Независимых Государств», где констатировалось, что «Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».

Прекращение существования СССР называется по разному: «распад», «развал», «уничтожение» и даже «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века». Заметим, что все эти описания одного и того же исторического события несут различную эмоциональную окраску. Это становится особенно наглядным, если рассмотреть визуальные образы, порожденными прекращением существования СССР или, как их еще называют, мемы[2].

Для определенности будем использовать в изложении относительно нейтральный мем [Распад СССР][3]

В январе 1987 года на пленуме ЦК КПСС была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, что послужило началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. Так появился мем [Перестройка], который в благоприятной среде [Демократии] и [Гласности] породил множество образов «социализма с человеческим лицом».


















Но в это же время родился, практически не замеченный обществом, и мем [Распад СССР].

Вот, например, как два разных художника дают одинаковые прогнозы для судьбы СССР.











Художник С. Кадибердиев. Тупик

























Художник А. Левин. Тупик…



















Художник В. Филиппов























Или этот плакат с цитатой из Библии («Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой?», Книги пророка Иеремии), где предсказывается неудача в поисках союзников, и, как следствие, крах государства и попадание в плен к врагам! И, видя осыпающийся герб СССР, мы понимаем, что «процесс пошёл», и до Форо́са недалеко!












…Буря! Скоро грянет буря.

Художник С. Кадибердиев















На этом плакате лозунг на кораблике «Народ и партия едины» подсказывает нам, что плакат был создан до отмены 6-й статьи Конституции, то есть до марта 1991 года. Но капитана на мостике уже не видно, и перспективы кораблика печальны.







Не сотвори себе кумира










Посмотрите, и не говорите теперь, что 30 лет тому назад нас не предупреждали!


























А парадный китель Леонида Ильича вам ничего из последних телетрансляций не напоминает?














А здесь можно подставить логотип любого современного отечественного телевизионного канала. Кроме канала «Культура», конечно.
















Этот плакат демонстрирует удивительное предвидение главных идеологических скреп ещё не рождённого, заметьте, государства («Хранимая Богом родная земля!», «Российская Федерация – правопреемница СССР»).

***

А теперь перейдём к современному изображению [Распада СССР]. В отличии от времён [Перестройки], наши дни многообразием визуальных образов, порожденных этим событием, похвастаться не могут.

За редкими исключениями мы видим незатейливые иллюстрации различных синонимов для обтекаемого выражения «прекращение существования».















Например, как мы видим, распад – это естественное завершение существования большинства вещей в нашем мире. Никакого насилия, просто для объекта пришло время разделиться на части и перестать быть целым.

















А вот здесь с правой стороны мы видим уже развал. И это – результат какого-то внешнего воздействия. Причём, целенаправленного и враждебного.













И, наконец, уничтожение – это полная трагедия и катастрофа. Данная картинка очень популярна сейчас в сети. Особенно впечатляет выстрел, произведённый недругами по той именно части ленты герба, которая символизировала Россию.

Зловещие вражеские ракеты, нависшие над погибающим СССР, всё-таки вызывают вопросы. Вроде бы, чужие войска участия в гибели страны не принимали. Разве что, авиация НАТО, доставлявшая гуманитарную помощь в ходе операции Provide Hope («Подай надежду»). Но это было позже, в 1992–1993 годах.














И вот, наконец, крупнейшая геополитическая катастрофа XX века!

Сравним с корабликом, который мы видели на плакате художника Сулеймана Кадибердиева («…Буря! Скоро грянет буря»). На этом советском «Титанике» дела обстоят, несомненно лучше – все участники нерушимого союза отправляются теперь в самостоятельное плавание. Хотя капитана корабля и здесь не видно.


* * *

Как и другие глобальные исторические события [Распад СССР] это мемплекс, включающий в себя множество мемов, например [Горбачев], [Беловежская Пуща], [Ельцин] и т. д. Эти мемы, хотя и связаны с менее масштабными историческими событиями, породили более разнообразную галерею визуальных образов.

Уже 30 лет назад всем было понятно кто виноват в [Распаде СССР].

Прежде всего, это [Горбачёв].































































Здесь появляется второй виновник [Распада СССР] – [Ельцин], который растаскивает с [Горбачёвым] символ СССР – [Серп и Молот].














Заметим, что Борису Николаевичу, как личности более брутальной, чем Михаил Сергеевич, и образы достаются соответствующие.

Не осталась без внимания и географическая локация точки бифуркации 1991 года – [Беловежская Пуща] (она же [Беловежский сговор]).


















Хотя главных участников [Беловежского сговора] было трое, мнение народное отказало этому событию в визуальном образе «Трех богатырей». А вот другой хит живописного оформления советских домов культуры «Охотники на привале» пользуется неизменной популярностью для иллюстрации поворотного пункта мировой истории.

































Заметим, что в этом ремейке классического сюжета злодеи-участники уничтожают не герб Советского Союза, как следовало бы из логики сюжета, а герб Белорусской СССР, причем в версии или 1927–1937, или 1937–1938 годов. Только тогда на гербе Беларуси были дубовые ветви с желудями. Что хотел этим сказать автор ремейка неизвестно. Куда художник, столь тщательно прорисовавший детали разгула трех президентов, убрал молот тоже непонятно. А вот непристойное поведение президента Украины Леонида Кравчука отсылает нас и к сюжету с галстуком Михаила Саакашвили 2008 года, и к украинской кампании декоммунизации 2014 года.


* * *

После решения проблемы «Кто виноват» вполне естественно задаться вопросом «Что делать?»




















И сетевое сообщество дает на это чрезвычайно популярный ответ: Back in the USSR!













И то, что Российская Федерация бесспорная преемница СССР, демонстрируется выразительно и наглядно.















«…был мертв и ожил, пропадал и нашелся»[1].

Художник Ю. Михайлов. Не позже 2008 года

[1] Притча о блудном сыне. Лк.15:32.













И вот художник Михайлов, возможно послушав новый гимн России и изучив мюнхенскую речь Владимира Путина, очень ёмко изобразил суть государственной политики Российской Федерации и за прошедшие и на будущие годы.


Эта работа выполняется в рамках проекта АИРО-XXI – Международного мониторинга «СССР-100».


[1] Точка бифуркации (от лат. bifurcus «раздвоенный») – момент изменения установившегося режима работы системы. В точке бифуркации система становится неустойчивой и возникает неопределённость: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдёт на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. [2] В 1970-х годах эволюционный биолог Ричард Докинз предположил, что вся культурная информация состоит из базовых единиц – мемов (Термин «мем» (англ. meme) Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα (мимэма) – подобие, сходство. Заметим, что μίμημα имеет и второе значение – изображение), точно так же как биологическая информация состоит из генов. И так же, как гены, мемы подвержены: 1. естественному отбору, 2. мутации и 3. искусственной селекции. Мемом может считаться любая идея, символ, исторический миф, образ, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку. Такая передача мемов аналогична репликации в биологии, то есть размножению генов. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Мемы часто образуют «мемплекс» (от англ. memeplex = meme + complex – сложный мем) – группу, объединяющую несколько мемов. Носители мемов постоянно оставляют материальные проекции этих мемов – тексты, изображения, скульптуры, архитектурные объекты, видеозаписи и т. п. Эти артефакты позволяют проследить эволюцию мемов от их зарождения до наших дней. [3] Здесь и далее мемы будем обозначать именами в квадратных скобках.

103 просмотра