Беляев Иван Декоммунизация Монте-Кассино? История спора об одном польском памятнике







Беляев Иван Декоммунизация Монте-Кассино? История спора об одном польском памятнике






В Польше в 2022 году открылась новая глава декоммунизации городского пространства. Институт национальной памяти составил список из примерно 60 связанных с Красной Армией памятников, которые предстоит уничтожить. Кампания сноса пользуется значительной поддержкой и чаще всего памятники демонтируются довольно спокойно. Но некоторые из них прославляют не только Красную Армию и воевавших вместе с ней польских солдат, но и другие страницы польской военной истории, включая сражения на Западном фронте. Их снос воспринимается неоднозначно, и именно такой случай произошёл в конце августа в небольшом городе Бжег.

Ключевые слова: Польша, Институт национальной памяти, Вторая мировая война, памятники, политика памяти, войны памяти

Об авторе: Иван Беляев – социолог, журналист русской службы Радио Свобода, биограф и переводчик Вацлава Гавела

Контактная информация: beliaevliberty@gmail.com


Ivan Beliaev Decommunization of Monte Cassino? Case of an argument about one Polish monument

Abstract: In 2022 Poland opened another chapter of public space decommunization. Institute of National Remembrance compiled a list of app. 60 Red Army-related monuments, which should be removed. Demolition campaign enjoys significant support and usually these monuments are destroyed relatively calmly. However, some of them glorify not just Red Army and its Polish allies but also other pages of Polish military history including Western front battles. Their demolition could be controversial and one of such cases took place at the end of August in small town of Brzeg.

Key words: Poland, Institute of national remembrance, WW2, monuments, politics of memory, memory war

Ivan Beliaev – sociologist, Radio Free Europe/Radio Liberty Russian service journalist, biographer and translator of Vaclav Havel.


«Памятник «вечной славы польским и советским солдатам» уже выполнил свою историческую роль промывания мозгов о нашей вечной дружбе, сердечном сотрудничестве и взаимной выгоде во всём. Теперь нам нужно строить Польшу на правде, которой мы были лишены после 1945 года. Потому «памятник сантехнику» необходимо убрать с нынешнего места: либо снести, либо переставить на менее видное», – написал в 2015 году в открытом письме к местным властям житель польского Бжега Эугениуш Крочак[1].

Бжег – относительно небольшой, около 35 тысяч жителей, город на юго-западе Польши, центр одноимённого повята в Опольском воеводстве (исторически это Нижняя Силезия). C XVII века под властью Габсбургов, со времён Фридриха Великого часть Пруссии, затем в составе уже объединённой Германии Бжег (нем.Brieg) оставался немецким до конца Второй мировой, затем был включён в состав обновлённой Польши с её усечёнными на востоке, но сдвинутыми на запад границами. Город сильно пострадал во время боёв за него в январе 1945 года, в руинах оказались 70% зданий. Затем немецкие жители этих мест были по преимуществу выселены и частично заменены переселенцами с востока.

В 1918 году немецкие власти установили в городе памятник героям франко-прусской войны – весьма выразительный и символичный жест для года поражения Германии в войне мировой. В 1945 году он был снесён, а 27 лет спустя на этом же месте был воздвигнут военный памятник, созданный местным скульптором Тадеушем Венцелем. Сейчас ему уже 96 лет, несколько его скульптур можно найти в Ополье, где он, среди прочего, ещё в начале пятидесятых работал над оформлением городского зоопарка[2]; в городе Гоголине ему принадлежит памятник героям популярной народной песни: Каролинке и Карличку[3].

«Вечная слава польским и советским солдатам, героям победных битв с гитлеровским фашизмом. Общественность города и повята. Бжег, декабрь 1972», – выбито на постаменте памятника[4]. В городе работу Венцеля в шутку прозвали «памятником сантехнику» – одним из элементов скульптуры стали беспорядочно нагромождённые трубы, символичность которых осталась многим горожанам непонятна (похоже, это художественное пристрастие Венцеля: в конце шестидесятых, например, он создал полуабстрактную скульптуру «Концерт», которая практически целиком состоит из труб[5]. Её можно найти среди многочисленных металлических уличных скульптур в варшавском районе Воля[6]). На официальном же уровне во времена Польской народной республики говорилось или о «памятнике победы» или о «памятнике благодарности».

После краха социалистического режима «благодарности» у местных жителей заметно поубавилось, и уже в XXI веке в городе возникло сразу несколько инициатив по ликвидации памятника. В 2015 году процитированный нами Эугениуш Крочак разослал сразу в несколько инстанций письмо, в котором призывал снести памятник и поставить на его месте монумент первому исторически достоверному польскому князю Мешко I. По мнению Крочака, это стало бы достойной возможностью отпраздновать 1050-летие польской государственности и крещения Польши. Учитель истории и, в дальнейшем, депутат совета Бжегского повята Януш Якубув настаивал, что площадь должна гармонировать с находящимся рядом замком Пястов (его иногда называют «силезским Вавелем») и служить местом для государственных торжеств, которого в Бжеге, по его мнению, просто нет[7]. В 2021 году он же говорил, что на этом месте должен появиться памятник жертвам волынской резни[8]. И Крочак, и Якубув утверждали, что решение о сносе может быть принято исключительно муниципальными властями, поскольку и памятник, и земля находятся в собственности города, а скульптуры такого рода не подпадают под действие российско-польского договора об охране военных мемориалов.

Якубув, в частности, ссылался на снос памятника Ивану Черняховскому, которого он правда почему-то называл «генералом НКВД»[9], в городке Пененжно (именно там, в бывшем прусском Мельзаке, Черняховский погиб). Впрочем, в Польше генерал действительно оставил недобрую память «палача Армии Крайовой», и местные власти в 2015 году снесли памятник, несмотря на протесты России[10]. Их право на это решение поддержал, например, и тогдашний министр иностранных дел Гжегож Схетына.

Кстати, в 2017 году польский парламент принял поправки к закону «О пропаганде коммунизма и других тоталитарных режимов», где было сказано, что памятники «не могут прославлять людей, организации, события или даты, символически связанные с коммунизмом»[11]. Исключение делалось лишь для памятников, находящихся на кладбищах либо имеющих культурную или образовательную ценность.

Несложно догадаться, что памятник в Бжеге под эти исключения не подпадал. Тем не менее, по-прежнему назывались два препятствия для его сноса. Во-первых, городской бюджет не предусматривал весьма внушительной суммы на сам демонтаж и последующее обновление площади – речь шла о полумиллионе злотых, это больше ста тысяч долларов то время как, даже если говорить об исторической политике, городские власти хотели потратиться на другой проект – музей восточных кресов (как уже было сказано, после войны в этих местах осели многие вынужденные переселенцы оттуда)

Во-вторых, Тадеуш Венцель, а также его ассистенты Богдан Ведемский и Винценты Машковский, ещё живы и, по мнению некоторых юристов, памятник защищало авторское право. Без согласия скульпторов, говорил бурмистр Ежи Врембяк, снос невозможен[12]. По этой же причине не воплотилась в жизнь идея частичного изменения облика памятника в 2009 году, авторы тогда отказались её поддержать, согласившись лишь на ремонт части конструкций[13].

Решающий импульс идея сноса получила после вторжения России в Украину. «В общественном пространстве нет места подобной глорификации Красной Армии», – заявил автор очередной петиции Михал Скорупа[14]. Наконец, городской совет Бжега принял решение о сносе, дал своё согласие и бурмистр Врембяк. Вопрос авторских прав скульпторов был признан несущественным, а финансирование сноса взял на себя Институт национальной памяти, который с новой силой принялся за декоммунизация городских пространств Польши.

Так, президент IPN Кароль Навроцкий весной говорил, что в институте составлен список из примерно 60 памятников под снос. «Это лучшее время наверстать упущенное», – заявил он, имея в виду войну в Украине[15]. А директор институтского Бюро увековечения борьбы и мученичества Адам Сивек отмечал, что речь идёт об объектах, утверждавших «доминирование России над Польшей под крайне фальшивыми лозунгами благодарности за освобождение, братства по оружию и дружбы»[16].

Теперь городская администрация Бжега призывает жителей принять участие в обсуждении того, как должно быть переосмыслено это место и что там должно появиться[17]. Но остались и противники разрушения мемориала. Так, один из комментаторов страницы Brzeg bez przewodnika написал, что сторонники сноса должны сами взять лестницы, зубила, молотки и разобрать скульптуру собственными руками, а если нет – оплатить работы из своего кармана[18].

«Такие памятники нужно оставить, лишь сопроводить соответствующей информацией. Памятник — это память о прошлом, каким бы оно ни было. Мы не можем притворяться, что этого периода в истории Польши не было», – приводит комментарий одной из местных жительниц сайт Nasze Miasto[19]. Два анонимных письма в защиту монумента публикует и местный портал Brzeg24. Автор одного из них считает, что решение о сносе стоило бы принимать при помощи городского референдума. «Мало кто знает, что на задней стороне памятника изображено лицо польского солдата в конфедератке Войска Польского. Это памятник, свидетельство боёв за независимость Польши солдат всего мира, а не только русских. Мы, поляки, имея хоть каплю уважения к героям, погибших в боях за нашу свободу, ни в коем случае не должны допустить ликвидации этого исторического объекта», – добавляет он.

Возможно, здесь и начинается самое интересное. Стоит присмотреться к памятнику. Кроме уже процитированного выше посвящения на нём есть четыре доски. Прочитаем внимательно надписи на всех четырёх. На одной из них написано: «6 февраля 1945 года. Освобождение г.Бжег Советской Армией». Эта доска в контексте всего памятника и отношения к нему вызывает меньше всего вопросов.

На другой доске написано: «Вестерплатте. Сталинград. Берлин». Здесь очевидно, что на первом же месте упоминается событие, к которому Советский Союз и его армия не имели никакого отношения: героическая, хотя и безуспешная оборона польских солдат в самые первые дни Второй мировой.

На третьей доске написано «Партизанские бои. Яновские леса. Липские леса. Пуща Сольска». Речь здесь идёт о масштабных партизанских боях лета 1944 года. Да, с советской стороны фронта перекидывали для подкрепления партизан и бойцов НКВД, но всё же в первую очередь это война, которую вели поляки – солдаты и Армии Людовой, и Армии Крайовой, и т.н. «крестьянских батальонов». Фактически это крупнейшее партизанское сражение Второй мировой на территории Польши. Уже после войны эти же леса стали местом жестоких боёв нового режима с оставшимися в подполье бойцами Армии Крайовой.

Четвёртая доска. Надпись на ней: «Ленино. Монте-Кассино. Варшава». Ленино находится в Могилёвской области Беларуси. В октябре 1943 года в сражении у этого села начался боевой путь тех поляков, которые остались воевать на Восточном фронте – Первой пехотной дивизии имени Тадеушка Косцюшко под командованием Зыгмунта Берлинга. Другими словами, речь идёт именно о сражении, принципиальном для Польши, в советской и российской историографии оно такого значения не имеет. Наконец, Монте-Кассино – место затяжного и кровопролитного сражения в Италии с января по май 1944 года , в котором важнейшую роль сыграли переведённые к западным союзниками части генерала Владислава Андерса. Можно сказать, что это одна из наиболее почитаемых в Польше страниц истории Второй мировой.

Фактически речь о том, что авторы памятника не воздвигали его как монумент, прославляющий и увековечивающий исключительно действия Красной Армии. Эта работа польских скульпторов предлагала широкую, достаточно инклюзивную, отнюдь не свободную от политических требований своего времени, но по-своему компромиссную интерпретацию истории войны. И некоторые защитники памятника предлагают оценить в нём именно эту компромиссность.

Подобная же двойственность характерна и для некоторых других памятников эпохи. Например, снесённый в апреле монумент в деревне Мендзыблоче в Великопольском воеводстве был посвящён «99 бойцам I армии Войска Польского и 9 бойцам Советской Армии, погибшим 30-31 января 1945 года в боях за освобождение Злотова»[20], обратим внимание на соотношение польских и собственно советских потерь.

Причём так вышло, что, когда начали демонтировать памятник в Бжеге и заработала строительная техника, именно четвёртая доска чаще всего оказывалась в объективах видеокамер. Вид огромного отбойного молотка, крушащего плиту с надписью «Монте-Кассино», оказался довольно зловещим для многих поляков; в социальных сетях люди спрашивали, всё ли у них в порядке со зрением[21].

«Стоит поставить вопрос: а откуда набирали польских солдат для боёв под Ленино или Монте-Кассино? Не из сибирской ли тайги, с Колымы и других уголков бесчеловечной земли (здесь нет кавычек, но очевидно, что автор использует название книги художника Юзефа Чапского «На бесчеловечной земле» – И.Б.)? А как оказались в Сибири эти будущие польские солдаты? Не после насильственных депортаций? Может, эти депортации были проявлением братства с поляками? Или это, скорей, было братство с немцами в уничтожении польской нации – одни с востока, другие с запада – отвечает на это Эугениуш Крочак[22].

«Вестерплатте, Мокра (место сражения 1 сентября 1939 года, одна из небольших локальных побед польской армии в боях с немцами – И.Б.), Монте-Кассино, Ленино, битва за Англию… Всё это страницы истории, на которых мы показали, что у нас есть смелая армия, способная противостоять агрессору и побеждать в защиту наших ценностей, нашей нации. По-моему, это очень важно. Конечно, у памятника нет священной силы и его можно разрушить, это просто бетон и сталь», – грустно констатирует автор одного из писем в редакцию Brzeg24[23], отмечая, что, скорее, стоило бы дополнить памятник новыми табличками, включая миссии польских солдат в Югославии и Афганистане или военную помощь Украине.

«Все элементы этого памятника, даже лживые, а может быть, в особенности именно они, показывают характер тех лет, показывают коммунистическую пропаганду, отражают стиль и дух ПНР. Такой период в польской истории попросту был и нам стоит это принять. Уничтожение его последних, столь выразительных символов не изменит истории, а сохранение – покажет, что можно уверенно смотреть в прошлое во всей его целостности. Через 80 лет после окончания Второй мировой войны, когда среди нас уже почти нет её участников, не оцениваем ли мы эти события слишком поспешно? Не забываем ли мы, что героями были не только проклятые солдаты? Не забываем ли мы, что в силу разных судеб поляки проливали свою кровь и в Народном Войске Польском, и даже в рядах Красной Армии. Это всё не так просто и однозначно, как теперь может выглядеть с нашей перспективы. Речь идёт попросту о людях, и для нас не должно быть хороших или плохих битв – только пролитая польская кровь и память о ней», – резюмирует в Фейсбуке бжегский краевед, администратор страницы Brzeg na starych fotografiach i pocztówkach Марек Пызовский[24].



"Историческая экспертиза" издается благодаря помощи наших читателей.




Любопытные старые фотографии: https://www.facebook.com/BrzegBezPrzewodnika/posts/pfbid027J6LHNJxqJk7TqLb8mq2Ptwr3STTwACCUEEaLvGU1qzDgBX1UZZvCKcsTMfbpwYFl?__cft__[0]=AZUHldrfscDgT_uYWAS6KPnUCHfFRqsN6VOEcwOxhHM5pVN7lBCt7XsDB-EUva4-MGkmpgEskALW8zqQsC4AteFcYqXDsFHfEVxJpRrN0d2A0LhF4kIigBPWwLgaaQeabo24BHZKwboJcxlQq806bt68&__tn__=%2CO%2CP-R


[1] https://brzeg24.pl/aktualnosci/40714-mieszko-i-zamiast-pomnika-hydraulika/ [2] https://opole.naszemiasto.pl/zagadka-betonowych-lwow-z-zoo-w-opolu-rozwiazana-opowiada-o/ar/c1-8393513 [3] https://gogolin.pl/13638/pomnik-karolinki-i-karlika.html [4] http://www.miejscapamiecinarodowej.pl/index.php/opolskie/1191-brzeg-pomnik-zolnierzy-polskich-i-radzieckich [5] https://wolskieregionalia.bpwola.waw.pl/items/show/421 [6] http://cargocollective.com/powojennymodernizm/I-Biennale-Rzezby-w-Metalu-w-Warszawie-1968-r [7] https://radio.opole.pl/100,235247,chca-zburzyc-jeden-pomnik-i-wybudowac-drugi-co-d [8] https://brzeg24.pl/gmina-brzeg/202504-nie-burzmy-pomnika-glos-i-argumenty-brzezan-przeciwnych-wyburzeniu-tzw-pomnika-hydraulika/ [9] https://nto.pl/pomnik-w-brzegu-to-wstyd-ale-nikt-go-nie-chce-ruszac/ar/8180582 [10] http://www.wilnoteka.lt/artykul/czerniachowski-usuniety-z-pomnika-w-pienieznie [11] https://sip.lex.pl/akty-prawne/dzu-dziennik-ustaw/zmiana-ustawy-o-zakazie-propagowania-komunizmu-lub-innego-ustroju-18619198 [12] https://nto.pl/pomnik-w-brzegu-to-wstyd-ale-nikt-go-nie-chce-ruszac/ar/8180582 [13] https://nto.pl/miasto-odnawia-kontrowersyjny-pomnik-w-brzegu/ar/4116721 [14] https://www.tvp.info/61999932/brzeg-rozebrano-pomnik-ku-czci-zolnierzy-armii-czerwonej-w-brzegu [15] https://polonia.tvp.pl/59717165/kolejny-etap-dekomunizacji-w-polsce-burzenie-pomnikow-upamietniajacych-armie-czerwona [16] https://dzieje.pl/wiadomosci/w-gminie-sobotka-zdemontowano-pomnik-poswiecony-armii-czerwonej [17] https://brzeg.naszemiasto.pl/trwa-rozbiorka-pomnika-zwyciestwa-w-brzegu-co-powstanie-w/ar/c1-8965563 [18] https://www.facebook.com/BrzegBezPrzewodnika/posts/pfbid0ybeBNrxHf91u2xiyJGiHpEucrCEsvwBPbQZoChShu4NEvzjDqAQeaTMqrkmEA5Cbl?__cft__[0]=AZWvRRqrH0EHzHZfesRH4k_-owmQEB1thGVTfuMqPQw0r7Zi8xhdF3MZeIXqZigmWejCN0d9TBnKgedxuHzBRf7pI-O7-soD5l_UVCY3c5yEKkCxm0OcyOHmWAv1keAf2-yLPLgVk_TFZACS09gNxJweLquigUgGMvHMNfg0TYThTDuLpzokjGSt1BsunrbFgR0&__tn__=%2CO%2CP-R [19] https://brzeg.naszemiasto.pl/ostatnie-chwile-brzeskiego-pomnika-hydraulika-niedlugo/ar/c1-8960663 [20] https://www.rp.pl/historia/art36095181-ipn-zdemontuje-pomniki-armii-czerwonej [21] https://twitter.com/DanielDraganPL/status/1562777566704205824 [22] https://brzeg24.pl/aktualnosci/48715-48715/ [23] https://brzeg24.pl/gmina-brzeg/202504-nie-burzmy-pomnika-glos-i-argumenty-brzezan-przeciwnych-wyburzeniu-tzw-pomnika-hydraulika/ [24] https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02WoaebgBBXU8VrR6tqTDVig6XJQkkdH2JrGSMHHFp1jTUY78dwemDPmbFy9vwYHj2l&id=591798554169460

83 просмотра